Внедрение информационных технологий в учебную деятельность осуществляется по таким направлениям, как использование презентационных технологий, лицензионных программно-методических комплексов, создание собственных программных продуктов, организация научно-исследовательской деятельности. Педагоги и учащиеся школы целенаправленно формируют программно-методический фонд.
Информационные технологии занимают все более прочное положение в воспитательной работе школы, внеурочной деятельности учащихся. Внедрение информационных технологий в систему воспитательной работы способствует развитию самоуправления, самовыражению учащихся, их творческой активности.
Необходимость внедрения процесса информатизации:
современные информационные технологии становятся одним из важнейших инструментов модернизации школы;
современные средства информационных технологий позволят анализировать огромное количество информации, которая накапливается у педагогов, администрации при решении вопросов управления;
рационально использовать все накопленные внутренние и привлекаемые ресурсы;
обеспечение эффективного использования компьютерной техники и программно-методических комплексов педагогического и административного назначения;
подготовить учащихся к жизни в условиях глобальной информатизации общества, дать необходимые навыки использования современных информационных технологий.
Информационная среда
Среди основных факторов, способствующих повышению качества образования можно выделить следующие:
- уровень информатизации системы школьного образования;
- использование современных технологий, в том числе и компьютерных.
Информатизация школы - это не просто внедрение соответствующих технологий в учебный процесс, а изменение содержания, методов и организационных форм общеобразовательной подготовки учащихся на этапе перехода к образованию в условиях расширенного доступа к информации.
Использование информационных технологий является в этом учебном году одним из важных направлений деятельности в нашей школе.
Цели информатизации:
-повышение эффективности образовательного процесса и работы педагогов;
-улучшение качества обучения на основе использования новых информационных технологий;
-вовлечение школы в построение единого информационного пространства;
-формирование у школьников мировоззрения открытого информационного общества.
Задачи информатизации:
развитие творческого, самостоятельного мышления школьников, формирование умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации;
развитие материально-технической базы;
организация эффективного информационного взаимодействия с вышестоящими организациями;
развитие информационных ресурсов образовательного учреждения (сайта);
внедрение в управленческую деятельность, учебный процесс, социально-воспитательную работу современных информационных технологий;
повышение информационной культуры педагогических и управленческих кадров;
Основные направления информатизации
Внедрение новых программ.
Обучение членов педагогического коллектива новым информационным технологиям.
Внедрение новых информационных технологий в управление.
Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс.
Использование новых информационных технологий во внеклассной и внеурочной деятельности школьников.
Создание условий для реализации программы развития школы:
Использование информационных технологий в управлении школы.
С целью обучения членов педагогического коллектива основам работы на компьютере продолжить работу курсов в школе.
Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс:
Организация занятий, направленных на повышение квалификации учителей в области информационных технологий.
Оказание помощи учителям в создании и применении мультимедийных и программных образовательных ресурсов.
Разработка методических материалов и средств обучения с использованием компьютерной техники.
Консультации, практическая помощь учителям по использованию технических и информационных средств в учебно-воспитательной, творческой и самообразовательной работе.
Проведение уроков по физике, химии, биологии, по математике, русской литературе, по английскому языку, МХК, географии с использованием компьютерной техники .
(Использование программных продуктов «Кирилла и Мефодия» и «ИнисСофт»)
Создание медиатеки в школе.
Использование новых информационных технологий во внеклассной и внеурочной деятельности школьников.
Информация — общенаучное понятие, включающее в себя совокупность знаний о фактических данных и зависимостях между ними. Один из видов ресурсов, используемых в научной, производственной деятельности и в быту. В зависимости от содержания, способа получения, характера и других параметров информацию подразделяют на общественно-политическую, социально-экономическую, научно-педагогическую, научно-техническую и т.д.; на статическую (постоянную) и динамическую (переменную); на первичную (или входную), производную (промежуточную) и выходную; на осведомляющую и управляющую; на полную и выборочную; на избыточную и недостаточную; на полезную и ложную; на оперативную и ретроспективную; на реферативную, сигнальную и текущую и т.д. Регистрация, накопление, хранение и обмен информацией между людьми или машинами осуществляются с помощью магнитных лент, дискет, микрофиш, перфокарт и других материальных средств (носителей информации).
Информационная деятельность - деятельность по обеспечению информацией различных групп пользователей.
Информационное обслуживание - обслуживание различных групп пользователей (учителей, научных сотрудников, руководителей научных подразделении и образования и т.д.) с целью удовлетворения их информационных потребностей.
База знаний – информационная система, содержащая не подлежащий дополнению объем информации по данной теме и логически структуированная.
Информационный запрос — сформулированное на естественном языке сообщение о потребности абонента получить определенную информацию при его обращении в какую-либо информационно систему. В зависимости от частоты обращения в систему все запросы делятся на постоянные и разовые.
Информационные технологии обучения – все технологии, использующие специальные технические информационные средства (персональный компьютер (ПК), аудио, видео, ИНТЕРНЕТ).
Информационные (компьютерные) технологии – это процессы полготовки и передачи информации посредством компьютера.
Мультимедиа (многовариативная среда) – это пакет программ и технических средств, позволяющих сочетать текстовую, графическую информацию со звуком, видео, кинофрагментами и мультипликацией.
Информационное обеспечение системы образования — информирование и снабжение образовательных учреждений и органов управления сведениями и техническими системами, обеспечивающими прямую и обратную связь системы образования с другими общественными системами.
Информационные потребности работников образования — осознанные специалистами потребности в получении определенных данных для решения научных и практических задач в сфере образования.
Информационные потребности учителя – потребности учителя в получении информации, необходимой для повышения уровня своей профессиональной подготовки, пополнения и постоянного совершенствования знаний в области педагогики и психологии, методики преподавания, в повышении уровня культуры и эрудиции.
Информационные потребности учителя имеют общественное значение, поскольку возникают в результате осознания им социального смысла своей деятельности. Вместе с тем информационные потребности учителя формируются под влиянием условии, в которых протекает его педагогическая деятельность.
Педагог должен хорошо усвоить дидактику и теорию воспитания, без знания которых трудно достигнуть высоких результата в своей области. Он также обязан хорошо знать свой предмет, быть в курсе достижений науки, основы которой он преподает, на высоком профессиональном уровне организовать учебный процесс, уметь активизировать работу учащихся, развивать и поощрять их интерес к учебе, эффективно использовать технические средства обучения.
Функции учителя не ограничиваются передачей знаний. Он всегда остается воспитателем, формирует личность ученика, помогает ему реализовать жизненные планы, найти место в обществе. Повышение духовного роста учителя возможно лишь при условии постоянного самообразования, что значительно расширяет круг его информационных потребностей. Особенность работы учителя состоит еще и в том, что здесь трудно провести четкую грань между выполнением профессиональных и общественных обязанностей, между производственной и непроизводственной сферой деятельности, работой и свободным временем.
Каждой группе учителей присущи свои специфические информационные потребности. Педагоги — работники школ и групп продленного дня — нуждаются в дополнительной информации, касающейся методики воспитательной работы. Имеют свою специфику информационные потребности молодых учителей, которые только начинают работу в школе.