Формирование правосознания и ответственности подростка за свои поступки. Самооценка поведения 9 КЛАСС

Проблема правового воспитания личности непреходяща. В современных условиях острых социальных и духовных конфликтов она приобретает актуальность.

Забыты «кодексы чести» подростка: лежачего не бьют, в поединке участвуют один на один, девочки не дерутся и т.п. Конечно же, эти кодексы не являются образцом нравственных норм или вершиной юношеской чести. Однако они хоть как-то сдерживали несовершеннолетних, придавали извечной мальчишеской драчливости нравственную упорядоченность, а девочек выделяли, как хрупкие и нежные создания. Откуда берется в столь юных созданиях деформация нравственных ценностей и ориентиров, которая приводит их к совершению тяжких насильственных преступлений? Семья превращается для многих подростков в фактор, травмирующий и деформирующий их юные души.  

Решающим в воспитании является не состав семьи, а те взаимоотношения, которые складываются между ее членами.

Среди  причин, порождающих трудных подростков, относятся такие типы семейного воспитания, как чрезмерная опека, отсутствие системы последовательных требований по отношению к ребенку;  воспитание, характеризующееся явным эмоциональным отвержением. Существуют также семьи с неявно выраженным эмоциональным отторжением ребенка.

Имеется ряд причин, обуславливающих черствое отношение родителей к своим детям. Эмоциональная холодность родителей и их эгоизм превалирует над всем остальным в семье. 

Выделяют  несколько групп трудных подростков:

Первая группа  характеризуется устойчивым комплексом антиобщественных взглядов. У подростков этой группы искажено представление о товариществе, смелости. Они циничны, грубы, агрессивны, озлоблены. Их типичные особенности: иждивенчество, стяжательство, стремление к потребительству, эгоизм. Ключом к перевоспитанию их является опора на личностные качества, такие как энергичность, упорство, стремление к первенству и престижу.

Вторую группу составляют подростки с деформированными потребностями, стремлением подражать тем несовершеннолетним правонарушителям, взгляды которых отличаются антиобщественной направленностью. В данной ситуации необходимо включить подростков в работу, выражающую умение и командовать, и подчиняться.

Для третьей группы характерно противоречие между деформированными и позитивными потребностями, отношениями, интересами, взглядами. Их отличает осознание недостаточности совершения поступков. Однако это не является их убеждением, что приводит к накоплению опыта аморального поведения.

К четвёртой группе относятся подростки, для которых характерно безволие, легкая внушаемость, легкомыслие, неверие в свои силы.

В пятую группу входят подростки, легко поддающиеся различным влияниям или зависимостям.

Ответственность – это значит ответственность перед кем – то и за кого – то.

«Не знал», «не думал», «не хотел»… - этот лепет можно слышать от подростков-правонарушителей, но это – не оправдание и даже не объяснение содеянного. Поэтому задача родителей также состоит в предупреждении подростков об опасностях в игре с законом.

Социальная ответственность служит показателем социальной зрелости личности, начиная с детства. Но наиболее чувствительным и восприимчивым к нормам социального поведения, социально направленной деятельности периодом является подростковый возраст.

Адекватность самооценки в подростковом возрасте

     Адекватная самооценка — реалистичная оценка человеком самого себя, своих способностей, нравственных качеств и поступков. Адекватная самооценка позволяет отнестись к себе критически, правильно соотнести свои силы с задачами разной трудности и с требованиями окружающих. Завышенная самооценка подростка — неадекватное завышение в оценивании себя подростком. Заниженная самооценка подростка — неадекватное недооценивание себя подростком. Это одна из самых распространенных проблем подросткового возраста. Многие считают, что это естественный период взросления, но это не так. Следует уделить особое внимание этой проблеме у подростка, так как коррекция в более позднем возрасте может быть не возможной.

У человека с заниженной самооценкой обычно проявляются такие качества как:

чрезмерная самокритика и неудовлетворённость собой;

повышенная чувствительность к критике и мнению окружающих;

постоянная нерешительность и боязнь допустить ошибку;

патологическая ревность;

зависть к успехам других;

страстное желание угождать;

враждебность к окружающим;

постоянная защитная позиция и потребность оправдываться в своих действиях;

пессимизм, негативное мировоззрение.

         Причины заниженной самооценки:

Неправильное воспитание в семье;

Частые неудачи в детстве;

Отсутствие ясных целей в жизни;

Нездоровое социальное окружение;

Дефекты внешности и здоровья.

Подростки с высокой самооценкой обладают следующими преимуществами:

принимают свой физический облик таким, какой он есть;

уверены в себе;

не боятся совершать ошибки и учатся на них;

спокойно воспринимают критику и комплименты;

умеют общаться, не испытывают робости при общении с незнакомыми людьми;

уважают мнение других, но ценят и собственный взгляд на вещи;

заботятся о своём физическом и эмоциональном самочувствии;

гармонично развиваются; добиваются успеха в своих начинаниях.

Вера в себя и самоуважение – такие же необходимые факторы для достижения успеха и счастья, как солнце и вода для растения: без них невозможен личностный рост. Низкая самооценка лишает человека перспективы и надежды на изменения.

поделиться в: