Социализация и адаптация обучающихся с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в учреждениях образования

Особенности психофизического развития обучающихся с СДВГ

Ключевыми симптомами СДВГ являются нарушение внимания, гиперактивность, импульсивность. Учащимся с СДВГ сложно контролировать свое поведение и концентрировать внимание. У таких детей, как правило, интеллект сохранен, но черты, характеризующие ребенка с СДВГ (беспокойство, неусидчивость, недостаточная целенаправленность и избыточная импульсивность поступков, повышенная возбудимость), определяют трудности в поведении и своеобразие в овладении учебными навыками, что ведет к выраженной школьной дезадаптации. Эти учащиеся испытывают затруднения в социально одобряемом взаимодействии с окружающими, хуже усваивают инструкции и алгоритмы действий, их деятельность неустойчива к побочным влияниям взрослых (негативная реакция на любые замечания).

Нарушение внимания обнаруживается в следующих случаях: обучающийся не удерживает внимание на деталях, допускает много ошибок; с трудом сохраняет внимание при выполнении инструкций; не слушает обращенную речь; не может доводить начатое действие до конца; не способен самостоятельно спланировать, организовать выполнение заданий; избегает заданий, требующих длительного физического и интеллектуального напряжения; часто теряет свои вещи; легко отвлекается; проявляет забывчивость и др.

Импульсивность проявляется в безответственном выполнении заданий (несмотря на собственное усилие все делать правильно); несдержанности в словах, поступках и действиях (например, выкрикивание с места, неспособность соблюдать очередность в выполнении инструкций, правил поведения, последовательности способов действий в различных видах деятельности); неумении проигрывать, излишней настойчивости и отстаивании своих интересов, игнорируя требования взрослого.

Присутствие взрослого часто не является для учащихся с СДВГ сдерживающим фактором.

Гиперактивность выражается в отсутствии чувства безопасности, склонности к агрессии, нестойкости к стрессу, стремлении удовлетворять свои эмоции в мире фантазии, повышенной тревожности. Все это, наряду со снижением внимания и познавательных функций, приводит к торможению адаптивного потенциала детей. В целом для таких детей типичен более низкий уровень социальной зрелости, но при этом они стремятся руководить, ведут себя агрессивно и требовательно. Импульсивные гиперактивные дети быстро реагируют на запрет или замечание, отвечают резкими высказываниями, выкриками, непослушанием.

Вместе с тем такие учащиеся обладают творческими способностями и позитивными личностными качествами (гибкость, энтузиазм и спонтанность, энергичность в процессе деятельности). Их творчество проявляется в живом воображении, умении мечтать и обдумывать множество мыслей одновременно, быть отличным генератором идей, находить нестандартные решения, замечать вещи (признаки, свойства), которые другие не видят. Гибкость детей с СДВГ проявляется в способности думать в нескольких направлениях одновременно, что обеспечивает им большую воприимчивость и открытость к новым идеям и веяниям. Энтузиазм и спонтанность учащихся с СДВГ вызывает у них интерес к окружающему. Энергичность (при правильном сопровождении) может обеспечить им работоспособность, возможность достигать успехов.

Педагогическому работнику важно спокойно и терпеливо относиться к потребностям обучающихся, использовать их сильные стороны, а не акцентировать внимание на устранении недостатков, как можно чаще поощрять обучающихся с СДВГ даже за незначительные успехи.

 

Специфика организации учебных занятий

 для обучающихся с СДВГ

При проведении учебных занятий педагогическим работникам следует руководствоваться следующими рекомендациями:

учащихся с СДВГ желательно рассаживать в поле непосредственного контакта с учителем (1–3 парта). Учитывая, что первые парты часто выделяются для учащихся с ослабленным зрением и другими физическими показателями, необходимо продумать размещение данных учащихся на уроке ближе к педагогу;

необходимо заранее запланировать для данных учащихся 23 вида дополнительной активной работы (что-либо сложить, разложить, вытереть, убрать, отнести, переложить, перенести, подремонтировать и другие), так как выполнение трудовых операций является профилактикой эмоционального переутомления;

продумывать для данных учащихся интерактивное начало каждого урока (возможны варианты: раздать тетради, вытереть доску, подсчитать количество детей в классе и иное), т. е. необходимо сконцентрировать внимание учащихся на учебной деятельности, привлечь к активной работе в начале урока. Категорически запрещается насильно усаживать учащихся за парту, повышать голос, обращать внимание других учеников на поведение учащихся с СДВГ, так как это может спровоцировать различные эмоциональные реакции. Необходимо избегать категорических запретов и высмеивания учащихся, так как замечания провоцируют эмоциональное возбуждение детей. Нивелированию конфликтной ситуации поможет спокойный и уравновешенный голос педагогического работника;

составлять правила поведения в классе, например, «Советы самому себе». В процессе работы, если ребенок нарушит одно из правил, установленное им же самим, педагог может указать ему на список правил. Кроме того, рекомендуется ввести ритуалы приветствия учащихся в начале каждого урока, например, учащимся предлагается похвалить друг друга, высказать пожелания хорошего дня и другое;

организовывать физминутки, обеспечивающие профилактику физического, сенсорного, эмоционального, интеллектуального переутомления. Сбалансированное соотношение на учебном занятии рациональных и аффективных воспитательных средств (обсуждение жизненных ситуаций, шуток, веселых минуток, притч) создаст эмоциональный комфорт;

замечать и отмечать успехи учащихся, использовать все возможные виды поощрения (похвалу, благодарность), даже за небольшую «победу» при выполнении заданий.

В отношении учащихся с СДВГ нужно «повернуться» в сторону их возможностей, увидеть в учениках положительное и на этой основе выстраивать учебное занятие. Система поощрений должна быть достаточно гибкой, но обязательно последовательной. Необходимо учитывать особенности учеников: они не умеют долго ждать, поэтому и поощрения должны носить моментальный характер и повторяться примерно через 1520 минут. Один из вариантов поощрения – жетоны или фишки, которые учащиеся в конце недели подсчитывают и вспоминают, за какие успехи они их получили.

Педагогическому работнику необходимо осуществлять адаптацию учебного материала (сокращение объема заданий при сохранении уровня сложности; дополнительная визуализация инструкций; приспособление учебных инструментов и материалов к потребностям детей; изменение способа предоставления и записи информации).

Для данных учащихся в течение учебного занятия можно организовать (по возможности) перекусы (печенье, кусочек хлеба), так как питание ребенка с СДВГ напрямую влияет на его эмоциональное состояние и поведение.

 

поделиться в: