Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Развитие речи – её звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя – одна из важнейших задач обучения детей в начальной школе. Вместе с тем, работа по развитию речи – это составная часть логопедической работы, которая направлена на коррекцию речи детей. В системе занятий реализуется основной принцип специального образования – принцип коррекционной направленности при соблюдении триединой задачи, а именно: коррекционное воспитание, коррекционное развитие, коррекционное обучение. Коррекционное развитие проводится по основным направлениям:
- развитие сенсорных и моторных функций;
- формирование кинестетической основы артикуляторных движений;
- развитие мимической мускулатуры;
- развитие интеллектуальных функций;
- развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности.
Одним из этапов коррекционного занятия является работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата, которая проводится в форме артикуляционной гимнастики. Артикуляционная (логопедическая) гимнастика – является основой речевых звуков – фонем – и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза. Она включает упражнения для тренировки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения звуков.
Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произнесения звуков.
Важную роль в формировании правильного произношения звуков играет четкая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата.
Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики
- Проводить ежедневно 3-4 раза в день по 3-5 минут, не более 3 упражнений за один раз.
- Каждое упражнение выполнять 5-10 раз.
- Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд.
- При отборе материала надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их надо эмоционально в игровой форме, например, «Сказка о Веселом Язычке».
- Если ребенок выполняет упражнения не достаточно хорошо, то переходить к новому упражнению нецелесообразно.
- Проводить артикуляционную гимнастику нужно сидя, т.к. тело в этот момент расслаблено. Важно, чтобы логопед и ребенок сидели перед зеркалом, чтобы ребенок мог самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений.
- Начинать артикуляционную гимнастику лучше с упражнений для губ.
Упражнения должны быть понятны ребенку, доступны.
Темп выполнения и количество упражнений постепенно увеличивается.
Многие авторы отмечают взаимозависимость речевой и моторной деятельности, стимулирующую роль тренировки тонких движений пальцев. Для достижения лучших результатов в работе по постановке звуков, чтобы процесс был более занимательным и увлекал детей, применяется такой метод как биоэнергопластика – это взаимодействие руки и языка.
По данным Ястребовой А.В. и Лазаренко О.И. движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.
Статические упражнения способствуют развитию мышечной силы, динамической организации движения, помогают ребенку принять правильную артикуляционную и пальчиковую позу.
Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка.
Педагог может самостоятельно подобрать движение руки под любое артикуляционное упражнение. Важно не то, что именно будет делать ребенок, а то, как он это делает. Необходимо привлечь внимание каждого ребенка к одновременности выполнения артикуляционных движений с работой кисти; их ритмичности и четкости. Недопустима малейшая небрежность.
Наиболее эффективно выполнение артикуляционных упражнений под счет, с хлопками, под музыку, а также в сочетании с дыхательно-голосовыми упражнениями.
Правильное дыхание очень важно для развития речи, т.к. дыхательная система – это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Можно использовать упражнения , при которых дыхательные мышцы работают с особым напряжением (из буддийской гимнастики), способствующие развитию не только органов дыхания, но и работе сердечно-сосудистой системы.
Рекомендации по проведению дыхательной гимнастики
- Перед проведением дыхательной гимнастики необходимо вытереть пыль в помещении и проветрить его.
- Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после плотного обеда, желательно – натощак или через час после еды.
- Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде.
- Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнения не напрягались мышцы рук, шеи, груди.
Комплекс дыхательных упражнений
- СНЕГ.
Ребенку предлагается подуть на вату, мелко нарезанные бумажки, пушинки и тем самым превратить комнату в заснеженный лес. Щеки не надувать.
- КОРАБЛИКИ
Подуть на бумажные кораблики, опущенные в таз с водой. Можно устроить соревнования. Чей кораблик быстрее доберется до пристани.
- ФУТБОЛ
Сделать из конструктора ворота и загонять в них шарик от пинг-понга.
- ПУЗЫРЬКИ
Дуть через трубочки от коктейля сначала в наполненный до краев стакан, а потом в стакан, наполненный наполовину.
- МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ.
- ДУДОЧКА
Высунуть узкий язык вперед, слегка касаясь кончиком языка стеклянного пузырька. Выдувать воздух так, чтобы пузырек засвистел.
- ГУБНАЯ ГАРМОШКА.
- ЦВЕТОЧНЫЙ МАГАЗИН.
Можно использовать ароматические саше. Глубокий вдох через нос, выдох медленно через рот.
- СВЕЧА.
Зажигаем свечи желательно разного цвета. Просим ребенка поочередно медленно подуть сначала на синюю свечу, затем на желтую и т.д.
- КОСАРИ.
Упражнение выполняется маршируя. Вдох «ОТВОДИМ КОСУ» в сторону, выдох – «ВЗМАХ КОСОЙ».
В подготовительный период, развивая фонематический слух и артикуляционную моторику, учим детей вслушиваться в слова и звуки. Приступая к занятиям, уточняем произношение гласных звуков, затем более легких в произношении согласных звуков, далее свистящих, сонорных и йотированных согласных.
При изучении гласных звуков целесообразно длительно произносить на одном выдохе гласные звуки сначала тихим, затем громким голосом;
Произносить на одном выдохе сочетаний из 2,затем 3 гласных звуков:
АУ, УА, АО, ОА, АИ, ИА, УИ, ИУ …
АУИ, АИУ, УАИ, УИА, АОИ, АИО, ОАИ, ОИА …
Произносить на одном выдохе одинаковые слоги:
ФА-ФА, ХА-ХА, ВА-ВА …
ФА-ФА-ФА, ХА-ХА-ХА …
ФА-ФА---ФА-ФА-ФА, ХА-ХА---ХА-ХА-ХА
Произносить на одном выдохе слоги с разными гласными:
ХА-ХО-ХИ ФА-ФО-ФУ-ФЫ
ХО-ХИ-ХА ФО-ФУ-ФЫ-ФА
ХИ-ХА-ХО ФУ-ФЫ-ФА-ФО
В дальнейшем проводятся упражнения для автоматизации звуков в речи ребенка на материале чистоговорок, стихов, скороговорок.