Для Вас, родители!

Дыхательная и артикуляционная гимнастика. Комплексы упражнений

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Развитие речи – её звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя – одна из важнейших задач обучения детей в начальной школе. Вместе с тем, работа по развитию речи – это составная часть логопедической работы, которая направлена на коррекцию речи детей.    В системе занятий реализуется основной принцип специального образования – принцип коррекционной направленности при соблюдении триединой задачи, а именно: коррекционное воспитание, коррекционное развитие, коррекционное обучение. Коррекционное развитие проводится по основным направлениям:

  • развитие сенсорных и моторных функций;
  • формирование кинестетической основы артикуляторных движений;
  • развитие мимической мускулатуры;
  • развитие интеллектуальных функций;
  • развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности.

Одним из этапов коррекционного занятия является работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата, которая проводится в форме артикуляционной гимнастики. Артикуляционная (логопедическая) гимнастика – является основой речевых звуков – фонем – и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза. Она включает упражнения для тренировки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения звуков.

Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произнесения звуков.

Важную роль в формировании правильного произношения звуков играет четкая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата.

Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики

  1. Проводить ежедневно 3-4 раза в день по 3-5 минут, не более 3 упражнений за один раз.
  2. Каждое упражнение выполнять 5-10 раз.
  3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд.
  4. При отборе материала надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их надо эмоционально в игровой форме, например, «Сказка о Веселом Язычке».
  5. Если ребенок выполняет упражнения не достаточно хорошо, то переходить к новому упражнению нецелесообразно.
  6. Проводить артикуляционную гимнастику нужно сидя, т.к. тело в этот момент расслаблено. Важно, чтобы логопед и ребенок сидели перед зеркалом, чтобы ребенок мог самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений.
  7. Начинать артикуляционную гимнастику лучше с упражнений для губ.

Упражнения должны быть понятны ребенку, доступны.

Темп выполнения и количество упражнений постепенно увеличивается.

Многие авторы отмечают взаимозависимость речевой и моторной деятельности, стимулирующую роль тренировки тонких движений пальцев. Для достижения лучших результатов в работе по постановке звуков, чтобы процесс был более занимательным и увлекал детей, применяется такой метод как биоэнергопластика – это взаимодействие руки и языка.

По данным Ястребовой А.В. и Лазаренко О.И. движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.

Статические упражнения способствуют развитию мышечной силы, динамической организации движения, помогают ребенку принять правильную артикуляционную и пальчиковую позу.

Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка.

Педагог может самостоятельно подобрать движение руки под любое артикуляционное упражнение. Важно не то, что именно будет делать ребенок, а то, как он это делает. Необходимо привлечь внимание каждого ребенка к одновременности выполнения артикуляционных движений с работой кисти; их ритмичности и четкости. Недопустима малейшая небрежность.

Наиболее эффективно выполнение артикуляционных упражнений под счет, с хлопками, под музыку, а также в сочетании с дыхательно-голосовыми упражнениями.

Правильное дыхание очень важно для развития речи, т.к. дыхательная система – это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Можно использовать упражнения , при которых дыхательные мышцы работают с особым напряжением (из буддийской гимнастики), способствующие развитию не только органов дыхания, но и работе сердечно-сосудистой системы.

Рекомендации по проведению дыхательной гимнастики

  1. Перед проведением дыхательной гимнастики необходимо вытереть пыль в помещении и проветрить его.
  2. Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после плотного обеда, желательно – натощак или через час после еды.
  3. Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде.
  4. Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнения не напрягались мышцы рук, шеи, груди.

Комплекс дыхательных упражнений

  1. СНЕГ.

Ребенку предлагается подуть на вату, мелко нарезанные бумажки, пушинки и тем самым превратить комнату в заснеженный лес. Щеки не надувать.

  1. КОРАБЛИКИ

Подуть на бумажные кораблики, опущенные в таз с водой. Можно устроить соревнования. Чей кораблик быстрее доберется до пристани.

  1. ФУТБОЛ

Сделать из конструктора ворота и загонять в них шарик от пинг-понга.

  1. ПУЗЫРЬКИ

Дуть через трубочки от коктейля сначала в наполненный до краев стакан, а потом в стакан, наполненный наполовину.

  1. МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ.
  2. ДУДОЧКА

Высунуть узкий язык вперед, слегка касаясь кончиком языка стеклянного пузырька. Выдувать воздух так, чтобы пузырек засвистел.

  1. ГУБНАЯ ГАРМОШКА.
  2. ЦВЕТОЧНЫЙ МАГАЗИН.

Можно использовать ароматические саше. Глубокий вдох через нос, выдох медленно через рот.

  1. СВЕЧА.

Зажигаем свечи желательно разного цвета. Просим ребенка поочередно медленно подуть сначала на синюю свечу, затем на желтую и т.д.

  1. КОСАРИ.

Упражнение выполняется маршируя. Вдох «ОТВОДИМ КОСУ» в сторону, выдох – «ВЗМАХ КОСОЙ».

В подготовительный период, развивая фонематический слух и артикуляционную моторику, учим детей вслушиваться в слова и звуки. Приступая к занятиям, уточняем произношение гласных звуков, затем более легких в произношении согласных звуков, далее свистящих, сонорных и йотированных согласных.

При изучении гласных звуков целесообразно длительно произносить на одном выдохе гласные звуки сначала тихим, затем громким голосом;

Произносить на одном выдохе сочетаний из 2,затем 3 гласных звуков:

АУ, УА, АО, ОА, АИ, ИА, УИ, ИУ …

АУИ, АИУ, УАИ, УИА, АОИ, АИО, ОАИ, ОИА …

Произносить на одном выдохе одинаковые слоги:

ФА-ФА, ХА-ХА, ВА-ВА …

ФА-ФА-ФА, ХА-ХА-ХА …

ФА-ФА---ФА-ФА-ФА, ХА-ХА---ХА-ХА-ХА

Произносить на одном выдохе слоги с разными гласными:

ХА-ХО-ХИ ФА-ФО-ФУ-ФЫ

ХО-ХИ-ХА ФО-ФУ-ФЫ-ФА

ХИ-ХА-ХО ФУ-ФЫ-ФА-ФО

В дальнейшем проводятся упражнения для автоматизации звуков в речи ребенка на материале чистоговорок, стихов, скороговорок.

свернуть

Влияние развития мелкой моторики на качество письма

Уровень  развития  мелкой  моторики - один  из  основных  показателей  интеллектуальной  готовности  к  школьному  обучению.   Когда  мы  говорим  о  развитой  мелкой  моторике,  мы  имеем  в виду   скоординированные  и  точные  движения  пальцев  рук.  Ребенок,  у  которого  хорошо  развита  мелкая  моторика,  умеет  логически  мыслить  и  рассуждать,  у  него  на  высоком  уровне  развита  память  и  внимание,  связная  речь.

Доказано,  что  в  школе  дети  часто  испытывают  трудности  в  овладении  навыками  письма,  так  как  это  требует  сложных  координированных  движений  руки.  Техника   письма  предполагает  работу  мелких  мышц  кисти  и  всей  руки,  а  также  хорошее  развитие  зрительного  восприятия  и  произвольного  внимания.

Психологи    доказали,  что  для  полноценного  овладения  навыками  письма  необходима  определенная  функциональная  зрелость  коры  головного  мозга.  Нужно  помнить,  что  неподготовленность  к письму,  недостаточное  развитие  мелкой  моторики,  зрительного  восприятия,  внимания  может  привести  к  возникновению  негативного  отношения  к  учебе,  состояния  тревоги  в  школе.  Поэтому  в  дошкольном  возрасте  важно  развивать  механизмы,  которые  необходимы  для  полноценного  овладения  письмом,  развитие  навыков  ручной  умелости.   В  дошкольном  возрасте  важна  именно  подготовка  к  письму,  а  не  обучение  ему.

Умение  выполнять  действие  с  мелкими  предметами  развивается  в  старшем  дошкольном   возрасте,  к 6-7  годам  в  основном  заканчивается  созревание  соответствующих  зон головного   мозга,  развитие  мелких  мышц  кисти.  Поэтому,  работа  по  развитию  мелкой  моторики  должна  начинаться,  задолго  до  поступления  в  школу.

Для   полноценного  развития  мелкой  и  крупной  моторики  рекомендуется  выполнять  простые  упражнения  из  практической  жизни.  Существует  важное  правило:  все  упражнения  нужно  выполнять   обязательно  по  очереди  обоими  руками.

Примерные  упражнения  для  развития  моторики:

1.Переливание  воды  из  стакана  в  стакан,  из  заварного  чайника  в  чашку.

2.Воду  из  одной  емкости  в  другую  можно  переносить  при  помощи  одноразового   шприца  или  губки.

3.Вместо  переливания  ребенок  может  пересыпать  крупу из  одной  емкости  в  другую.

4.Уход  за  живыми  растениями  в  помещении  и  на  улице  (посадка,  рыхление  и  полив).

  1. Хорошее  упражнение  для  развития  координации  движений – складывание  салфеток  по  размеченным  линиям.

6.Мытье  посуды  тоже  поможет  развить  координацию  движений.

7.Подвесить  где-нибудь  пучок  вискозных  или  шерстяных  ниток  и  научить  малыша  заплетать  косы.

8.Работать  с  бумагой  очень  важна   для  ребенка.  Нужно  учить  его  складывать  и  разворачивать,  скатывать,  скручивать,  перелистовать,  резать,  мять  бумагу.

9.Изготовление  гирлянд,  бус.

10.Продевание  тесьмы  в  дырочку.

11.Использовать  «чудесный  мешочек» – определи  на  ощупь  содержимое  мешочка.

  1. Использование  различных  шнуровок.

Главное  подключить  свое  воображение,  и  вы  сами  сможете  придумать  множество  занятий  для  своего  ребенка,  развивающих  моторику.

свернуть

Как научить ребёнка говорить?

 Первые слова малыша вдохновят большинство родителей. Ничего удивительного

— ребенок начинает использовать речь, чтобы взаимодействовать с окружающей

средой.

Когда ребенок начнёт говорить, и как он заговорит, зависит от поддержки со

стороны взрослых. Правильной речи нужно учиться, как и многим другим навыкам в

детском возрасте.

Вы, конечно, знаете, что любому человеку легко учиться приятным, забавным

вещам, вызывающим только положительные эмоции. Значит, прежде всего, дадим себе

установку на позитив во всём, что касается развития речи.

Вот 10 советов, которые помогут Вашему малышу быстрее начать говорить:

  1. Поощряйте его всегда смотреть на Вас, когда Вы говорите!

Дети учатся путем подражания. И в развитии речи подражание играет важную

роль. Поэтому будьте хорошим образцом для вашего ребенка. Убедитесь, что вы

говорите все слова четко и малыш видит Вашу артикуляцию. Тогда Ваш ребенок может

лучше всё понять и быстрее заговорить.

  1. Используйте короткие слова, простые и понятные!

Маленький ребенок не в состоянии понять и запомнить длинные и сложные

предложения. Поэтому желательно использовать простые термины и короткие фразы

(но без «сюсюкания»). Например, давайте малышу простые указания и задавайте

простые вопросы, такие как «возьми мишку», «принеси куклу», «где кубик?»

Чем проще будут Ваши слова и фразы, тем быстрее ребёнок начнёт подражать

Вам!

  1. Не говорите слишком быстро!

Как ребенок может начать говорить, если он слышит от Вас речь, из которой

невозможно выделить что-то конкретное? Когда ваш ребенок сталкивается с быстрым

потоком слов, он слышит, но не понимает их.

  1. Проговаривайте вслух всё, что Вы делаете!

«Сейчас мы наденем ботиночки, куртку, шапку и пойдём гулять». «Я достану

тарелку, ложку, и мы будем есть суп».

Рассказывайте обо всём, что Вы делаете постоянно, даже во время приготовления

пищи или уборки! Но не говорите слишком много. Существует риск того, что малыш

привыкнет вообще «отключаться», чтобы не слышать бесконечного u1087 потока слов.

Не говорите и слишком мало! Вы добьетесь успеха, если установите равновесие,

поймёте, когда надо говорить, а когда надо слушать. Правильный баланс в этом очень

важен!

  1. Читайте ребёнку книги!

Одним из последствий чтения для детей младшего возраста является более

быстрое развитие речи. Читайте ребенку не менее 10 минут каждый день, даже больше,

если это возможно. Выбирайте книги с короткими текстами и яркими картинками.

Задавайте вопросы по прочитанному. Радуйтесь, если ребёнок приносит Вам книжку, и

старайтесь сразу почитать ему пару страниц, чтобы поддержать его интерес к

литературе.

Не раздражайтесь, если ребёнок просит читать ему одно и то же. Правило

повторения — главное в речевом развитии. Когда он слышит одни те же слова и

объяснения, они быстрее войдут в его словарный запас.

  1. Ограничивайте просмотр телевизора!

Не используйте телевизор в качестве няни или как метод успокоения ребенка. Вы

можете быть очарованы тем, как ваш малыш танцует при показе какой-то рекламы. Но

впоследствии обнаружиться, что за короткое время ребёнок и Вы стали зависимы от

телевизора.

Замените телевизор разговорами, интересными играми и компанией других детей.

Именно это будет стимулировать речь Вашего малыша.

  1. Почаще включайте музыку и песенки для малышей!

Музыкальные произведения и детские песенки очень полезны для обогащения

словарного запаса и развития слухового внимания. Ритм и мелодии песен так же

содействуют развитию восприятия ребёнка.

Чередуйте медленные и быстрые мелодии. Особенно подходят те, которые можно

сочетать с движением. Так тренируется слухо-моторная координация.

Кроме того, пойте сами, чтобы малыш следил за Вашими губами и мог повторять

за Вами слова.

  1. Поощряйте двигательную активность ребёнка!

Замечено, что многие дети с недостатками речевого развития очень неуклюжи.

Чтобы быстрее развить речь малыша, больше гуляйте, но не возите его в коляске, а

ходите, бегайте с ним, лазайте по лесенкам, играйте в мяч и т. п.

  1. Развивайте мелкую моторику!

О взаимосвязи речи и движений руки знает, u1087 пожалуй, каждая мама. Так что

давайте вашему ребенку краски, пластилин, безопасные ножницы для вырезания,

нанизывайте крупные бусины, пуговицы и покупайте игры, которые требует

определенной ловкости пальцев (например, «шнуровки»). Особенно полезна

пальчиковая гимнастика!

  1. Исключите любые чрезмерные требования!

Разве это не должно быть очевидным?

Обеспечьте своему малышу спокойную, размеренную обстановку, здоровое

питание, достаточный сон, много гуляйте на свежем воздухе. Позволяйте малышу

играть с другими детьми.

Будьте сами собой, а не лихорадочно нетерпеливыми в отношениях с Вашим

ребенком. Оставайтесь спокойными и уравновешенными.

Следуйте этим 10 советам, почаще обнимайте и целуйте ребёнка, и Ваш малыш

обязательно хорошо заговорит!

Роль семьи в развитии речи ребёнка

Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребёнка начинается в

раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной

речи. Речь ребёнка формируется на примере родных, близких ему людей. Бытует

глубоко неправильное мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребёнка

развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых. В

действительности же невмешательство в процесс формирования детской речи почти

всегда влечёт за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в

детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Очень важно, чтобы

ребёнок с раннего возраста слышал правильную отчётливую речь, на примере которой

формируется его собственная.

Наличие у ребёнка выраженных нарушений в речи обычно сказывается на всём его

психическом развитии. Общий ход психического развития ребёнка в этом случае,

безусловно, замедлится, что неизбежно скажется на всём процессе его школьного

обучения и дальнейшей жизни.

Много неприятностей доставляют и так называемые вторичные психические

наслоения, которые нередко возникают как реакция на речевой дефект. Появление

такого рода психических наслоений является результатом многократно испытанных

ребёнком неудач в ходе речевого общения, а также неправильной реакции окружающих

на его речевой дефект (насмешки, передразнивания). Именно из-за вторичных

психических наслоений иногда даже сравнительно небольшие дефекты речи,

страдающие этими дефектами, воспринимают как самое настоящее несчастье, особенно

это, усиливается с возрастом.

Постарайтесь сделать так, чтобы ваши дети, если они страдают какими-то

речевыми расстройствами, не таили на вас обид в течение всей их дальнейшей жизни.

Сделайте всё от вас зависящее, чтобы привести речь ребёнка к норме – пусть ничто не

мешает ему полноценно учиться, работать и жить.

свернуть

Нарушения речевого развития у детей. Причины и виды.

 

     Если малыш в 1 год не говорит слов, или к 2-м годам говорит лишь отдельные слова и понять его очень трудно, то родители, а порой и врачи, зачастую считают, что нет повода для беспокойства. В большинстве случаев предпочитают подождать, особенно если ребенок - мальчик.

     Безусловно, у ряда детей речевое развитие лишь несколько запаздывает и к 3-4 годам уже выравнивается до возрастной нормы. Но для многих детей время ожидания оказывается, к сожалению, упущенной возможностью для начала своевременной помощи.

     Определить на достаточно раннем этапе причину задержки речевого развития не просто, но очень важно. Лучше всего своевременно проконсультироваться с логопедом и детским неврологом, имеющим достаточный опыт работы именно с "речевыми" детьми. Ведь существует много различных причин и, соответственно, видов нарушений речевого развития. Способы коррекции и лечения в различных случаях существенно отличаются. Разнообразие речевых нарушений объясняется сложностью и многоступенчатостью речевых механизмов.

     Значительную роль в возникновении нарушений речевого развития играют наследственные факторы. В настоящее время выявлены локусы хромосом, ответственных за речевые нарушения у детей. Однако, в некоторых случаях, ведущей причиной является резидуально-органическое поражение головного мозга в период родов или внутриутробного развития (гипоксия, травма, инфекция).

     В зависимости от уровня поражения, существуют различные варианты речевых нарушений:

     Наиболее простой и распространенный вариант, когда негрубо нарушено произношение отдельных звуков называется дислалией. При логопедических занятиях такой дефект достаточно успешно устраняется. Просто нужно "научить" мышцы языка и губ определенным комбинациям для произнесения определенного звука.

    При нарушении иннервации периферического речевого аппарата (язык, нёбо, губы) возникает дизартрия. Это достаточно тяжелое состояние, при котором кроме нарушения произношения звуков, наблюдаются нарушения тонуса языка, могут быть нарушения тембра, громкости, ритма, мелодики и интонации голоса, слюнотечение. Дизартрия обычно сопровождает тяжелые неврологические заболевания - ДЦП, органическое поражение мозга. Однако, часто диагностируется стертая дизартрия, которую порой трудно отличить от дислалии, но исправить звукопроизношение в таком случае на много трудней и желательна совместная работа логопеда и невролога.

    При наличии дефекта строения артикуляционного аппарата (расщелины неба и т.д.) наблюдается искаженное произнесение всех звуков речи, а не отдельных, как при дислалии. Речь невнятна, монотонна. Такое состояние называется ринолалия. Требуется консультация отоларинголога (ЛОР-врача).

    Если ребенок к 1,5 годам не говорит совсем или в 2-3 года говорит отдельные слова, хотя хорошо понимает взрослых, а в дальнейшем его речь развивается значительно хуже, чем у сверстников (словарный запас бедный, много ошибок при согласовании в роде, числе, падеже, нарушено звукопроизношение), такое состояние называется моторная алалия. Связано оно с поражением определенных речевых центров головного мозга. В таких случаях, чем раньше родители начнут бить тревогу и обратятся к логопеду и неврологу, тем лучше прогноз. В противном случае ребенку грозят трудности при обучении в школе, вплоть до необходимости посещения специализированной речевой школы.

     Гораздо реже случается, что речь ребенка не развивается из-за того, что он не может понимать обращенную к нему речь. То есть он ее слышит, но не может понять смысл, как иностранный язык. Такое состояние называется сенсорная алалия и возникает тоже при поражении специализированных речевых центров головного мозга. Дети могут повторять слова за взрослыми, даже заучивать стишки и предложения, но зачастую не понимая смысл того, что говорят. Поставить правильный диагноз бывает сложно, так как порой сохраняется понимание на бытовом уровне, но это состояние нужно отличать от умственной отсталости, снижения слуха и пр. Такие дети должны обязательно наблюдаться у невролога, заниматься с логопедом-дефектологом, быть проконсультированы сурдологом (для исключения нарушений слуха) и детским психиатром.

     Все вышеперечисленные примеры касаются детей, у которых с самого начала речь стала развиваться не правильно. Если же до определенного возраста речь развивалась удовлетворительно, а после перенесенного заболевания или травмы возникли нарушения, такое состояние называется афазией. У детей это встречается редко, но всегда в случае утраты или ухудшения имеющегося навыка речи требуются экстренные меры диагностики и лечения.

     В детском возрасте также встречается реактивный мутизм. Это немота, возникшая у ребенка владеющего речью, как невротическое проявление. Но могут похожим образом начинаться и психиатрические заболевания.

     Заикание не предоставляет трудности для диагностики. О его причинах, видах и вариантах лечения мы расскажем в отдельной статье.

     Отставание в речевом развитии может быть следствием задержки психического развития, или наоборот. Оценка вербальной и невербальной сторон интеллекта важна для решения вопроса о методах коррекции и выборе лечения.

     Нельзя забывать, что речь формируется как подражание услышанному. Очень часто родители не догадываются, что у ребенка нарушен слух.

Нельзя недооценивать роль речевой функции на формирование ребенка.

Нарушение речевого развития может приводить к целому ряду неблагоприятных последствий. При недостаточности речевых функций коммуникации ребенка ограничены, снижается количество получаемой информации, страдают межличностные отношения и эмоциональная сфера, в дальнейшем возможны нарушения чтения и письма.

Таким образом, правильное развитие речи является весьма важным фактором гармоничного формирования малыша и должно находиться под контролем специалистов.

Что необходимо в первую очередь, если малыш не начинает говорить в соответствии со своим возрастом?

    Понаблюдать за ребенком и обратить внимание, на его поведение. Играет ли он также, как его сверстники? Стремится ли он общаться с взрослыми и другими детьми? Задержка речевого развития может быть следствием нарушений в сфере общения (аутизм) или отклонения в психическом развитии.

     Обратить внимание, хорошо ли понимает обращенную к нему речь? Выполняет ли простые задания, которые не сопровождаются жестами? (подробней в тексте).

     Провести обследование ребенка, включающее консультацию невролога (логоневролога), психолога и логопеда.

     Выяснить, достаточно ли хороший у ребенка слух. Иногда факт, что ребенок не слышит или слышит недостаточно хорошо, является громом среди ясного неба. А без достаточного слуха речь нормально формироваться не будет.

     При необходимости начать лечение и логопедические занятия.

     Занятия с логопедом, а порой и с учителем-дефектологом необходимо начинать как можно раньше и проводить регулярно. По возможности определить ребенка в специализированный детский сад.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

свернуть

Как стимулировать речевое развитие ребёнка 1-го года жизни

В этот период от 6 до 12 месяцев  у ребенка появляется живой интерес к изучению окружающего мира, он уже способен рассматривать объект, на который указывают или со свойствами которого, знакомят его взрослые.

Многократно показывая ребенку один и тот же предмет и при этом упот­ребляя его название, взрослый формирует у ребенка образ этого предмета, показывает ему, что произносимое им слово обозначает этот предмет.

Заметный интерес к новым словам появляется у малыша в возрасте 9-12 месяцев — он прислушивается к словам, обозначающим предметы или лю­дей, которых он рассматривает.

А что же происходит на более ранних этапах?

Приблизительно в возрасте 6 месяцев ребенок начинает лепетать. Лепет представляет собой многократное повторение слогов (ма-ма-ма, па-па-па, ба-ба-ба, да-да-да и т. д.) и является ни чем иным, как речевой игрой малы­ша, своеобразными упражнениями в произнесении звуков. Зачастую, услышав такой лепет, мамы считают, что ребенок начал говорить. Услышав «мама», она радуется и живо откликается на лепет малыша, берет его на руки, улыбается ему. Спустя некоторое время ребенок начина­ет замечать, что произносимый им звук вызывает немедленную реакцию мамы, и «мама» постепенно становится словом, приобретает смысл, связы­вается с образом матери.

То же самое происходит и с другими словами, обозначающими ближай­ших людей в окружении малыша. Слова «папа» и «баба» тоже появляются из лепета. После того как ребенок в очередной раз произносит слово «папа» («баба»), а мама берет малыша на руки и показывает ему на папу (или на ба­бушку). Тем самым мама помогает малышу связать его образ с произноси­мыми ребенком звукокомплексами.

Помимо врожденного интереса к людям малыш проявляет не меньший ин­терес к животным.

Если вы гуляете с малышом и он имеет возможность сидеть и рассмат­ривать происходящее вокруг в открытой коляске или в рюкзачке-кенгуру, вы замечаете, с каким интересом он наблюдает за встречающимися животны­ми. Обычно в такой ситуации вы показываете малышу на собаку или кошку, приговаривая: «Смотри, это киса. Киса говорит: «Мяу!» Таким образом вы демонстрируете малышу, что произносимое вами слово или звукоподража­ние имеет отношение к вполне определенному объекту. Позже (ближе к году) можно учить малыша подражать тому, что вы произносите.

Рисунки   животных (большого размера, цветные) помогают сформировать у ребенка об­разы животных, а также представления об элементарных действиях и стиму­лировать употребление соответствующих звукоподражаний. При этом не забы­вайте как можно чаще показывать малышу эти объекты в реальной жизни.

На первых этапах «обучения» вы можете повесить рядом с кроваткой малыша (так, чтобы он имел возможность её рассматривать) одну картинку и время от времени, указывая малышу на нее, объяснять: «Смотри, это соба­ка. Собачка говорит: "Ав-ав!"» Через несколько дней поменяйте картинку и повторите этот «урок». Спустя некоторое время, познакомив малыша со все­ми изображениями животных, попробуйте повесить две картинки рядом и попросите малыша: «Покажи, где киса? А где собачка?». Если малыш не справляется с этой задачей, помогите ему. Укажите ручкой малыша на изоб­ражение того животного, которое вы называете.

То же самое проделайте и с картинками, изображающими те или иные действия. Бросьте игрушку на пол, сопроводив свои действия словом: «Бах!» А потом поднесите малыша к картинке и покажите ему: «Смотри, мальчик бросил игрушку на пол. Бах! Игрушка упала!»

Малыш начинает самостоятельно употреблять слова-звукоподражания приблизительно на девятый месяц жизни. Однако необходимо еще раньше начинать стимулировать способность малыша подражать звукам животных. Для этого:

  • многократно повторяйте эти звуки, указывая на то животное, звук которого вы произносите;
  • попытайтесь заинтересовать малыша в повторении за вами этого звука;
  • не забывайте поправлять малыша, если он неправильно произносит этот звук!

Успехов вам!

 

Проверьте, умеет ли это ваш годовалый малыш!

К концу первого года жизни ребенок:

может сделать несколько шагов, если взрослый поддерживает его за одну руку;

  • подает игрушку взрослому и может удержать одной рукой два маленьких кубика;
  • следит взглядом за игрушкой, которая перемещается в разных направлениях;
  • уверенно реагирует на разнообразные звуки (звонок колокольчика, шуршание бумаги, музыку), поворачивая голову в сторону источника звука)
  • может поставить один кубик на другой, сложить кубики в коробку, а за­ тем достать их оттуда;
  • снимает кольцо с пирамидки, если взрослый показал, как это делается;
  • реагирует голосом на музыку;
  • говорит хотя бы 2 осмысленных слова на «детском языке»;
  • может выполнить простейшую просьбу (принести игрушку, мяч);
  • различает знакомых и незнакомых людей;
  • самостоятельно пьет из чашки, пытается есть ложкой;
  • смотрит и гримасничает, заметив свое отражение в зеркале.

 

свернуть

Почему дети разные?

Почему дети разные? Почему одни дети ведут себя спокойно, а другие неутешно плачут, как только закроется дверь за мамой или папой? Почему некоторые дети при поступлении в детский сад отказываются играть, не вступают в контакт с воспитателем, долго не могут освоиться в группе, а другие с первых дней чувствуют себя, «как рыба в воде»? Отрыв от дома и близких, встреча с новыми взрослыми, незнакомыми детьми могут стать для ребенка серьезной психической травмой. Малыш может воспринять это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания, защиты. Очень важно, чтобы этот переход был плавным, мягким, бестравматичным.

Нетрудно заметить, что уже в первые годы жизни дети отличаются друг от друга поведением. Одни шустрые, энергичные, другие более пассивные, третьи хотя и активны, но медлительны. Идеал большинства взрослых – послушный ребенок. Но не к каждому малышу подходит этот эпитет. Драчун и «паинька», «сорви голова» и робкий, боязливый, неумелый, требующий постоянной опеки и вполне самостоятельный – вот какие они разные, наши малыши!

Отчего же зависят индивидуальные особенности детей? В этом важно разобраться! Многое, безусловно, решает воспитание. Ребенок не рождается добрым или жадным, послушным или капризным, самостоятельным или неумелым. Эти особенности складываются постепенно, под влиянием условий жизни и воспитания. Имеет значение и состояние здоровья ребенка. Если малыш ослаблен, много болеет, он может стать вялым, раздражительным, капризным.

Но ведь есть случаи, когда дети растут и воспитываются в одинаковых условиях, в одной семье, одинаково здоровы, а ведут себя по-разному. С самого рождения дети отличаются друг от друга особенностями нервной системы, накладывающими отпечаток на поведение ребенка. Эти особенности сказываются на общей подвижности малыша, быстроте движений, темпе речи, на том, как скоро и легко возникают чувства и насколько они сильны. Вследствие этого дети очень рано начинают проявлять себя как шустрые или медлительные, энергичные или вялые, более или менее эмоциональные. Один ребенок бурно выражает свои чувства: будучи недоволен, громко плачет и столь же ярко выражает радость, заливаясь смехом, приходя в восторг. Другой при подобных же обстоятельствах лишь тихонько хнычет или добродушно улыбается.

Тип высшей нервной деятельности очень устойчив и мало поддается изменениям. Однако надо иметь в виду, что ярко выраженные представители того или иного типа нервной системы встречаются среди детей реже, чем так называемые «переходные». Другими словами, ребенок может проявлять в своем поведении особенности, свойственные как одному, так и другому типу. Случается также, что истинный тип высшей нервной деятельности как бы маскируется под влиянием условий жизни и воспитания. Например, возможно, что ребенок от природы быстрый, подвижный, а его флегматичная мама не дает возможности активно двигаться. Постепенно он становится малоподвижным, флегматичным.

Чрезмерная строгость в отношении к ребенку, злоупотребление наказаниями, постоянные запреты также могут привести к маскировке типа высшей нервной деятельности, при которой ребенок с сильными нервными процессами, подвижный может стать робким, тихим, малоактивным. Однако в первые годы жизни типологические особенности проявляются наиболее отчетливо.

«Уравновешенный ребенок»

Дети с сильными, уравновешенными нервными процессами, чаще всего настроены бодро, плачут изредка и не без существенной (с их «точки зрения») причины, а при ее устранении быстро успокаиваются. У них преобладают положительные эмоции – радость, удовольствие. Сон глубок и продолжителен. Такой ребенок легко вступает в контакт со взрослыми, детьми, не боится новых людей, что благоприятствует формированию общительности. Однако, если родители, добиваясь послушания, будут запугивать малыша, он может стать боязливым, замкнутым, плаксивым.

«Шустрики»

У таких детей процесс возбуждения сильнее, чем процесс торможения (условно назовем их легковозбудимыми). Особенностью их физического развития на первом году жизни является неравномерное увеличение веса по месяцам – то в пределах нормы, то ниже ее. При приближении времени кормления такие младенцы обычно проявляют большую нетерпеливость: громко и продолжительно плачут. Приняв небольшое количество пищи и утолив голод, может тут же уснуть.Сон таких детей неглубокий, чуткий. Малейший разговор, даже шорохи в комнате, где спит ребенок, могут разбудить его.

 

У таких детей обычно легко формируется общительность. Они быстро вступают в контакт с незнакомыми детьми, но нередко являются и зачинщиками конфликтов, так как им труднее, чем другим детям, сдерживать свои желания и побуждения. Понравилась лопатка, которую держит в руках сосед, тут же тянет ее к себе; на бегу толкает кого-то Он и не хотел этого, но его вечная неугомонность делает его «без вины виноватым». Воспитывая таких маленьких непосед, надо особые усилия направлять на развитие у них выдержки, положительных взаимоотношений с детьми и взрослыми, интереса к занятиям, требующим усидчивости, устойчивого внимания. Этого можно добиться своей эмоциональностью, искренней заинтересованностью, одобрением самых небольших успехов малыша.

«Мямлики»

Нервные процессы этих детей характеризуются преобладанием торможения. Они медлительны, невозмутимы, благодаря ровному, спокойному поведению не доставляют обычно хлопот. Но некоторых взрослых (холериков), которые сами привыкли все делать в быстром темпе, могут раздражать своей медлительностью. Ребенку надо помочь преодолеть присущую ему инертность, а не сердиться за медлительность. Дети этого типа нередко имеют вес, превышающий средние нормы, хороший устойчивый аппетит. Едят медленно, обстоятельно. Сон их глубок и продолжителен. А вот активности им порой не хватает. Заметив это, взрослые должны чаще побуждать малыша к разнообразной деятельности, к проявлению самостоятельности. Не следует делать за ребенка то, что он может выполнить сам, хотя и не так быстро, как этого хотелось бы взрослым. Проявите чуточку терпения! Ребенка порадует и подбодрит похвала взрослого, одобрение пусть самых малых его успехов.

Возможно, некоторым взрослым нравятся медлительность и невозмутимость ребенка, и они не стараются преодолеть его инертность. Ведь такой ребенок не доставляет много хлопот, в общем-то, это удобно! Но следует в таком случае подумать и о его будущем. Пройдет время, малыш подрастет и станет школьником. Его медлительность может мешать ему в учении, а неловкость и нерасторопность в играх сделают его предметом насмешек сверстников.

Впечатлительные дети

Эти дети требуют особого ухода, потому что их тип нервной системы условно называют слабым. Эти дети очень чувствительны ко всему происходящему вокруг, они чутко реагируют на настроение окружающих, а их собственное настроение отличается неустойчивостью. Самые малозаметные причины могут огорчать их и вызывать плач. Если такого ребенка ничто не беспокоит, он приветлив. Радость выражает улыбкой или тихим смехом, а будучи недоволен чем-то, хнычет, стараясь привлечь внимание взрослых. Это деликатные дети, не требовательные, но остро переживающие малейшие обиды. Они быстрее, чем другие утомляются, что особенно заметно у самых маленьких. Сон их неглубок, потому что для полноценного отдыха им нужно создавать спокойную обстановку, по возможности исключать шумы. Подрастая, такие дети могут чувствовать себя неуютно в обществе сверстников: то кто-то толкнул его, то сломал песочный пирожок, то взял формочку. Для других детей это может и не иметь значения: толкнули – он отошел, сделал другой пирожок, взял свою формочку, а нашему малышу – «слабышу» небезразлично, он огорчается и старается уединиться. Такие дети более остро реагируют на все новое: могут пугаться непривычной обстановки, незнакомых взрослых, большого количества других детей. Зачастую именно они трудно и болезненно переносят поступление в ясли или детский сад. К этому событию их нужно готовить особенно тщательно. Задача взрослых – помочь такому ребенку войти в детское общество.

Такого ребенка не стоит излишне опекать, так как это только изнежит его, сделает неуравновешенным, робким. Подбадривая, поощряя похвалой, надо помогать ему преодолевать боязнь. Пусть больше двигается, выполняет поручения взрослых, обращается по их заданию к другим детям и взрослым с вопросами и просьбами, приобщается к самостоятельности. Первые успехи окрыляют малыша, он становится все смелее и решительнее.

Период адаптации – тяжелое время для малыша. Но в это время тяжело не только детям, но и их родителям. Поэтому очень важна совместная работа родителей и воспитателей. Рассказывая воспитателям об интересах, привычках своих детей, о состоянии их здоровья, об уровне развития, о том, как спит ребенок, любит ли он играть, трудиться, родители способствуют развитию открытых и доверительных отношений с педагогами, помогают воспитателю найти индивидуальный подход к ребенку.

В наших общих интересах добиться того, чтобы ребенок справился с трудностями привыкания к новой среде на уровне легкой адаптации и всячески предупреждать и не допускать проявления тяжелой адаптации.

свернуть

Готовность к школе – что это такое?

Современная действительность предъявляет высокие требования к взрослому человеку. Но требования растут и к ребенку — будущему полноправному члену общества. В первую очередь, это касается школьного образования. Мало определить ребенка в хорошую школу, надо еще сделать так, чтобы он умел получать знания, которые ему там дают. То есть надо подготовить ребенка к школе. Раньше этот вопрос решался проще — большинство родителей и учителей считали, что серьезную работу по овладению знаниями, умениями, навыками следует начинать в первом классе. Сейчас все усложнилось. Школы набирают детей в первый класс только после предварительного собеседования или тестирования, которое помогает опытным учителям и психологам выявить умения и способности будущих учеников. Обязательное условие зачисления — послоговое чтение и письмо печатными буквами, счетные операции в пределах десяти или даже двадцати, обширные знания об окружающем мире. Проверяют умение решать логические задачи, внимание, память, работоспособность. Экзаменовка становится серьезной стрессовой ситуацией для всей семьи. Понятно, что к такому испытанию ребенка надо готовить заранее.

Но это лишь один аспект проблемы. Другой состоит в том, что усложняющиеся школьные программы и непосредственно школьное обучение ставят семилетнего ребенка в очень жесткие рамки. Обучение в школе кардинально меняет всю его жизнь: свою самооценку и отношения со взрослыми и сверстниками.

Он становится личностью, учеником, основная деятельность которого — получение знаний, а не игра, как раньше. Теперь уже и окружающие предъявляют ему совсем иные требования. Достойно пройти все эти испытания без специальной подготовки очень сложно. Большинство родителей это понимают, но не всегда правильно представляют, что входит в понятие «психологическая готовность» к школе. Умственная готовность детей к школе — важный компонент подготовки к обучению в школе, но далеко не единственный. Не менее важны физическая, речевая и мотивационная готовность, готовность эмоционально-волевой сферы и готовность к общению с одноклассниками и учителями. Умственная готовность определяется познаниями ребенка об окружающем мире: о живой и неживой природе (на­пример, умение назвать детенышей животных), о некоторых социальных явлениях (например, рассказать о празднике Дня города Москвы) и систематизированностью этих представлений. Проверяется также уровень развития познавательных процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления. У ребенка должны быть сформированы предпосылки учебной деятельности: умение принять задание, проанализировать его, выбрать способы решения, спланировать последовательность выполнения и оценить результат выполненного задания. Названные умения — это обязательные условия любой деятельности человека, и их формирование происходит во всех видах детской деятельности: в игре, труде, рисовании, лепке, танцах.

В 7 лет ребенок должен владеть элементарными учебными навыками: производить звуковой анализ слова, находить первый и последний звук в слове, называть по порядку все звуки в слове, делить слово на слоги, определять количество звуков и слогов в слове.

— вычислительные навыки: уметь производить операции сложения и вычитания в пределах десяти в уме.

— готовность руки к письму: уметь правильно держать карандаш, видеть клетку в тетради, проводить заданные линии, копировать рисунки и фигуры.

Умственной подготовкой ребенка к школе заняты воспитатели в детских садах, педагоги-дефектологи, психологи и учителя начальных классов. Кроме того, сейчас издано много книг, посвященных этому вопросу, так что при желании родители сами могут подготовить детей к первому классу.

Речевая готовность к школе подразумевает правильное произношение всех звуков родного языка, навыки словообразования и грамматически верного оформления высказываний, умение связно рассказывать и пересказывать. Над этим обычно работают воспитатели и дефектологии, в частности, логопеды. Речевые проблемы у детей лучше разрешить как раз до поступления в школу по ряду причин. Во-первых, дошкольный возраст — самое благоприятное время для коррекции недостатков, поскольку психика детей этого возраста восприимчива к разным педагогическим воздействиям. Позже восприимчивость снижается и, как следствие, менее успешной становится работа логопеда. Во-вторых, своевременно нескорректированные речевые нарушения могут повлечь за собой новые, а именно: нарушения письма и чтения.

Большое значение для успешного обучения в школе имеет физическое состояние ребенка. Чтобы выдержать до конца все школьные уроки и выполнить потом все домашние задания, не снижая уровня внимания, памяти и мышления, нужны физические и психические силы.

И позаботиться об этом надо заранее, иначе адапционный период в I классе и дальнейшая учеба будут прерываться болезнями, сопровождаться дальнейшими нервными срывами и плохой успеваемостью. Физическое здоровье играет главную роль в формировании психики ребенка. Именно для детского возраста справедливо выражение: «В здоровом теле — здоровый дух». Поэтому родителям лучше делать акцент не на интеллектуальное развитие 5—6-летних детей, изнуряя их изучением английского языка (это можно быстро восполнить в 7—9 лет), а уделять больше внимания физической подготовке: лечебно-профилактической физкультуре, плаванию, секциям, занятиям в детском саду и дома. Это касается прежде всего ослабленных  детей и детей с повышенной нервной возбудимостью. Выявить последних помогут психоневрологи, психологи, дошкольные дефектологи. У таких детей наблюдаются различные нарушения поведения, неадекватные реакции в разных ситуациях (например, у ребенка слезятся глаза от волнения, при общении с новым «страшным» человеком, при выполнении сложного задания).

Для безболезненного перехода к школьной жизни ребенок должен получить соответствующий уровень навыков самообслуживания. Родители могут упустить это из виду. А между тем первоклассник должен уметь самостоятельно одеваться, завязывать шнурки, аккуратно есть, следить за своим внешним видом и за своими естественными потребностями (например, вовремя попроситься в туалет). Возника­ющие на этой почве проблемы угнетающе действуют на ребенка, портят его отноше­ния с одноклассниками, вызывают негативное отношение к нему учителя — и все это отрицательно сказывается на общем желании учиться и ходить в школу.

Решать подобные проблема должны сами родители и лишь в крайнем случае обратиться за помощью к воспитателям. Мотивационная готовность к школе — это желание учиться, стремление к общественно значимой деятельности, к новой социальной позиции: быть школьником. Без такой мотивации все знания и умения ребенка будут невостребованными. Формирование школьной мотивации происходит в детских играх, на занятиях с педагогами, в общении со взрослыми и сверстниками. В итоге ребенок накапливает и по-своему перерабатывает сведения о школьной жизни, заранее пробует себя в роли школьника. Родители должны помочь ему: побеседовать о предстоящей школьной жизни, сходить вместе в будущую школу, рассказать о своей учебе в школе и т.д. От эмоционально-волевой сферы ребенка зависят формирование личности и достижение успеха в жизни в целом и в частности в школе. Первоклассник должен уметь регулировать свое поведение в сложных ситуациях, связанных с напряжением и переживанием, что актуально и для взрослого. Основные показатели эмоционально-волевой готовности — определенная степень сформированное произвольных (т.е. целенаправленных) психических процессов: внимания, памяти, мышления; умение преодолевать посильные трудности; навыки самостоятельной работы; быстрый темп работы; овладение основными правилами поведения; умение правильно оценить свою работу, найти и исправить свою ошибку. Эти качества развиваются у детей во всех видах их деятельности под чутким наблюдением взрослых, когда требования, похвала и порицание своевременны и заслуженны. Для исследования и диагностирования этого аспекта накоплен обширный практический материал, с которым работают психологией, дефектологи и родители. Психологическая готовность к школе — это также и умение ребенка выстраивать взаимоотношения со сверстниками и учителями. У него должна быть сформирована потребность общения со взрослыми и другими детьми. Поэтому вызывают беспокойство замк­нутые, необщительные, тихие дети, которые до 6—7 лет с трудом контактируют с незнакомыми людьми, предпочитают играть одни, а не в компании ребят. В таких случаях лучше проконсультироваться с психологом. Остальные дети в коллективных играх, на занятиях в детском саду и других местах, в общении с родными и близкими приобретают к 7 годам необходимые умения согласовывать свои действия с действиями сверстников, подчиняясь правилам (например, правилам игры) и общей обстановке (например, обстановке занятия, где уже не до игры), и слушаться учителя, входить в новый коллектив, общаться с новыми людьми.

Готовность к школе — вопрос серьезный. На первый взгляд, все очень сложно, но стоит напомнить, что на эту подготовку у ребенка и его родителей есть целых 7 лет, что фактически все это время он живет и развивается для того, чтобы в 7 лет пойти в школу, так же как в 17 лет вся его предыдущая жизнь будет подготовкой к институту.

И напоследок хочу сказать родителям: не бойтесь обращаться за помощью к педагогам и другим специалистам даже при малейшем подозрении на неблаго­получие вашего ребенка. Лучше лишний раз убедиться, что ваши опасения на­прасны, чем потом упрекать себя в бездеятельности и неумышленном нанесении вреда своему ребенку

свернуть
поделиться в: